Один читатель написал мне, что нельзя проводить параллели между чеченскими войнами России и нынешней ее агрессией против Украины. Потому что да — нельзя было мириться с терроризмом чеченцев, а потому нужно было навести конституционный порядок. Что не случайно у россиян к чеченцам было резко отрицательное отношение. Чтобы было понятно какое, он посоветовал мне взять сегодняшнее отношение в Украине к "русским", умножить его на два, а то и на три — и я получу результат, как в России относились к чеченцам.
Я обдумал его аргумент и совет. И вот мой ответ.
Сравнение отношения россиян к чеченцам и нынешнего отношения украинцев к россиянам не просто некорректное, а просто дикое по своему несоответствию реальности.
То есть человек утверждает, что "отрицательное" отношение россиян к чеченцам в 90-е не только имело под собой объективные основания, как сейчас "отрицательное" отношение украинцев к россиянам, но еще и вдвое, а то и втрое было более обоснованным!
Смотрим факты. На чем основана нынешняя ненависть украинцев к "русским": на вторжении регулярной армии в Украину, убийстве уже более ста тысяч людей, разрушении городов, некоторые из которых были просто стерты с лица земли.
Было ли хоть что-то не то что превосходящее, но хотя бы сопоставимое в действиях чеченцев против России? Вторгалась чеченская армия (которой не было в природе — если иметь в виду регулярную армию) в Россию? Убивала массово — десятками тысяч — россиян? Разрушала дома, стирала с лица земли города?
Ах да, несколько домов действительно были разрушены — взорваны. В Москве, Буйнакске и Волгодонске. А потом еще и попытка взорвать дом в Рязани. Только неувязочка: дома взорвала ФСБ, Путин, свалив это на чеченцев. И эти взрывы послужили не только еще большей разгонке ненависти к ним (как, уверен, и многие другие теракты, которые свалили на чеченцев), но и поводом для начала Второй чеченской войны.
В реальности это не чеченцы напали на Россию, убивали массово "русских" и разрушали российские города — а с точностью до наоборот: Россия всей мощью своего вермахта навалилась на маленькую Чечню, массово убивала ее мирных жителей, стерла с лица земли ее столицу Грозный и Аллах знает сколько аулов — все то, что теперь она же делает в Украине.
В процентном отношении чеченцев она убила больше, чем в Украине, — до 300 тысяч, что составляет 30 процентов всех чеченцев в мире.
Так что это у них есть полное моральное право относиться к русским так, как сейчас к ним относятся украинцы. Как еще в "Хаджи-Мурате" об этом написал Лев Толстой: "О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения".
А факт "отрицательного" отношения россиян к чеченцам имел место, я не отрицаю, но никаких объективных обоснований ему не было — это был результат искусственно созданного образа "злого чечена" российскими спецслужбами. В том числе с помощью терактов, которые сваливали на чеченцев, — самый известный прецедент, взрывы домов, тому доказательство (хотя я не буду утверждать, что со стороны чеченцев не было вообще никаких террористических действий). В данном случае я имею в виду не теракты типа "Норд-Оста" или Беслана, которые стали ответом на российскую агрессию (и которых не было бы, не случись она; я эти теракты называю терактами отчаяния) — а теракты "до", которые Россия использовала как повод к вторжению, простите, к "наведению конституционного порядка"... в независимой Чечне (о том, почему Ичкерия по советскому, еще горбачевскому закону была независимой, см. мою статью "Бомба под империю").
Это обычная практика российских спецслужб, русского гестапо, берущая начало в послевоенной истории, когда энкавэдэшники под маркой ОУН-УПА творили зверства над мирными украинцами, чтобы создать образ "злого бендеровца" (подробно об этом я писал в статье "Бандера и бандерлоги").
И, увы, этот образ "злого чечена" помогали раскручивать, разгонять независимые тогда российские СМИ. Не знаю уж, по глупости ли, имперскому сознанию — или в результате умелого использования их спецслужбами.
Так же, как теперь подконтрольными уже Кремлю СМИ, а точнее говоря, информационными войсками Путина, создан другой объект ненависти — "украинские нацисты".