По планете раскатывается война. Бои в Украине, репрессии в России накаляют противостояние на всех континентах. Как иначе, если происходящее уже названо и Второй холодной, и Третьей мировой. Путинская война против украинской свободы обретает черты, знакомые миру с прошлого века. Среди главных фронтов первой Холодной войны была Ангола. Сегодня над африканской страной снова тревожное зарево.
"Я готов был биться об заклад, что Путин не решится на вторжение в страну вольных казаков. Разве не знает он, какой храбростью и силой славятся его соседи, сколько сделали они для победы над Бонапартом и Гитлером. Я надеялся на диалог. Могла же царская Россия решать вопросы с Западом на Венском конгрессе. Почему бы нынешней России так же не решать с НАТО? Ведь на карте ценности выше всякой геостратегии — человеческая жизнь и жизнь на Земле. Но я ошибся.
Прав был Гарри Каспаров, когда сказал, что Путин есть скорпион. Из мифа о скорпионе и лягушке, известного народам банту. Россияне и нам пытались навязать систему, которую мы отвергали. Они устроили в нашей стране драму 1976 года — похожую на то, что сегодня творится в Украине. Взгляните на наглость российского посла Тарарова, который в моих соотечественниках видит своих марионеток. Нет, господин посол. Мы свободные люди. И мы вам уже доказывали это в боях. Мы хотим жить в мире и братстве со всеми народами. Но мы хотим жить в свободе и демократии". Это написал Абилио Камалата Нума, ныне — депутат парламента Анголы от оппозиционной партии УНИТА. В молодости — партизан, повстанческий генерал.
"Господин посол, вы уже пытались навязать ангольцам вашу цивилизацию. Которую даже ваши соседи отвергли, сломав Берлинскую стену и вернув вас в границы СССР 30 декабря 1922 года. Не ведите с нами разговоров о "цивилизациях" и о злых англосаксах. Мы уже слышали это от адмирала Роза Коутинью в 1974 году. Ангольцы больше не примут такого рода услуг. Мы унаследовали от предков нашу землю, наши ценности и обычаи. Но наша цивилизация едина с миром". Так отвечает на цивилизационные философствования Тарарова другой деятель УНИТА и партизанский генерал Паулу Лукамба Гату.
"Путин переполнен ненавистью. Он уничтожил даже самолёт "Мечта", самый большой в мире. Вы, сторонники этой войны, объясните — чем мешал Путину грузовой самолёт? Мне всё равно, какую позицию занимает наше правительство. Да здравствует Владимир Зеленский — президент и патриот!" Эти слова произнёс Абел Сапинала, лидер парторганизации УНИТА в провинции Бенгела. В прошлом командир подразделения партизанской разведки.
Независимой Ангола стала 11 ноября 1975 года. Руководил деколонизацией последний португальский губернатор — адмирал Роза Коутинью. Крайне левый по взглядам, симпатизант коммунистов. Власть он передал своим единомышленникам из партии МПЛА. Гражданская война в Анголе началась немедленно (даже чуть раньше) — как сопротивление просоветскому коммунистическому режиму. С начала 1990-х война продолжалась против той же МПЛА — но перекрасившейся из марксизма-ленинизма в нечто путиноподобное. В Анголе это произошло раньше, быстрее и наглее, чем в России.
Леонид Брежнев и Агостиньо Нето
Первые годы независимости — кровавая сталинистская диктатура Агостиньо Нето. С войной, террором и политпросветом. В шестимиллионной тогда стране за день убивали десятками тысяч. "Найти живыми или мёртвыми. Вязать и стрелять. И не терять времени", — приказывал Нето 27 мая 1977-го, в "ангольский Тридцать Седьмой". После смерти его отправили в мавзолей, а власть почти на сорок лет прибрал Жозе Эдуарду душ Сантуш. Известный как ЗеДу, что по-ангольски идентично термину "Вован".
Сошли в тираж фанатичные марксистские интеллектуалы. Вроде генсека Лусио Лары, личного дружка Че Гевары. Их сменили наглые бюрократы-расхитители. Типа нового генсека Дину Матроса ("у нас есть деньги и войска, попробуйте нас судить!"). Утвердилась "углеводородная диктатура" с нефтяным паразитированием, чиновное хамство с тотальным воровством, идеология "традиционных ценностей" с экспедициями к соседям во имя "ангольского мира"... В общем, не нам про такое рассказывать. Отлично знаем по собственному двадцатилетию. Как Нето был надёжным союзником Брежнева в глобальной коммунистической экспансии, так душ Сантуш стоял с Путиным плечом к плечу против "цветных революций".
Жозе Эдуарду душ Сантуш — фигура всемирно-историческая. Вован ещё не добрался до Дрездена, когда ЗеДу уже был главой государства. Именно он заложил основы современных номенклатурно-олигархических автократий. От Кубы до Фиджи, от Венесуэлы до Мьянмы.
При нём была сформирована, обкатана и адаптирована к текущим реалиям поразительно цепкая система "душсантушизма" — духоскрепно-коррупционного бюрократического государства. "Путин не более чем среднестатистический душсантушист", — констатируют российские исследователи. Когда президент РФ цеплял президенту Анголы российский орден Дружбы, он явно смотрел на него с почтением, снизу вверх. И не только по разнице роста.
Жозе Эдуарду душ Сантуш и его дочь Исабель
Но подешевела нефть. Что-то надломилось в народной глубине. ЗеДу продумал хитроумную комбинацию с преемником. Пусть новый президент станет публичным лицом для битья. А мудрый наставник сохранит власть из партийного офиса. Себе в прикрытие душ Сантуш наметил министра обороны Жуана Лоренсу. Который зарекомендовал себя по советскому армейскому анекдоту про вмятину от фуражки. В 2017 году процедура передачи президентства прошла без сучка-задоринки. Как с Дмитрием Анатольевичем. "Ангола — Россия по-чёрному".
Но Медведевы в Африке не водятся. Душ Сантуш перехитрил сам себя. Долго ждал Жуан Лоренсу — и дождался часа сбросить маску. Он превратился в ЖуЛо (типа "Вован II") и предстал избавителем от ЗеДу.
Жуан Лоренсу
Спасаясь от коррупционных обвинений, душ Сантуш едва успел бежать в Испанию (заметим, не в Португалию — там слишком много благодарных ангольцев). Дочь-миллиардерша Изабел — богатейшая женщина Африки с двойным анголо-российским гражданством — потеряла часть активов и попала в розыск. Сын Жозе Филомену побывал в тюрьме. Ближние из правящей камарильи слетели с должностей и ходят под антикоррупционными расследованиями. Не только Дину Матрос, не только экс-губернатор столицы Бенедикт Бенту ("здесь не Египет и не Ливия, каждый, кто сунется на улицу, получит своё"). Но даже всемогущий недавно Виейра Копелипа — правая рука ЗеДу, начальник его секьюрити, военной канцелярии и инвестиционного фонда.
"Оттепель" президента Лоренсу состояла не только в антикоррупционной зачистке "ангольского "Озера". Он обещал демократизацию и даже делал в этом плане многозначительные жесты. Например, ночевал в деревне без охраны — фантастика по меркам душ Сантуша. Но до поры до времени. Пока не начались народные бунты.
Позапрошлой осенью студенты выходили на протесты в Луанде. "Горжусь парнями", — сказал Камалата Нума, а он-то словами не бросается. С конца прошлого года раскалилась Бенгела, где УНИТА возглавляет Сапинала, восхищённый Зеленским. В столкновении с полицией погиб активист УНИТА Эуженио Песела. (Надо отметить, в Анголе протесты подавляются не так толерантно, как у нас, — убивают не особо задумываясь.) В марте бенгельская полиция разгоняла демонстрации в честь 56-й годовщины создания УНИТА. В той же Луанде бастовали водители такси. А уж когда в шахтёрском городе Кафунфо-Куанго рабочие дрались с полицией… Глубь народа стала опасна для власти. Между тем в сентябре в Анголе выборы. А там, в отличие от России, они могут быть реальны. "Не идите путём Лукашенко", — посоветовал президенту Камалата Нума. Кстати, этот человек — единственный легальный политик, внушающий подлинный страх боссам МПЛА.
Партия УНИТА наращивает популярность. Преодолеваются прежние племенные ограничители, когда за УНИТА голосовали овимбунду, а большинство населения — мбунду — инерционно поддерживали МПЛА. Не забудем, что УНИТА происходит из партизанской армии. Одним этим многое сказано. Добавим лишь, что массовой базой антикоммунистической УНИТА традиционно были чернокожие крестьяне глубинки, ангольские "ватники". Тогда как МПЛА — и при коммунизме, и после — опиралась на образованных жителей городов, мулатов и даже оставшихся в стране белых. Такие вот разрывы шаблонов.
Но ещё опаснее для режима стихийный бунт деревенских и трущобных сообществ, теневых группировок, даже мистических сект. Здесь не помогут манипуляции и фальсификации. "Криминогенная обстановка опасна. Мы не ослабим бдительность. Мы усилим меры. Дни их будут сочтены", — грозит генерал Фуртадо, преемник Копелипы при ЖуЛо. "Их" — это явно не об оппозиционных политиках.
Страх перед Майданом сковал элиту МПЛА. "Оттепельные" изыски тут же оставлены. Власти привычно ответили полицейским дубьём. А в особо жёстких случаях — огнём на поражение, как с шахтёрами Кафунфо-Куанго. Отмобилизована могучая жёсткая карательная система. "Ангольский Золотов" — генерал Фуртадо. "Ангольский Бортников" — начальник госбезопасности СИНСЕ генерал Миала. "Ангольский Бастрыкин" — начальник следственной службы SIC комиссар Паулу Бендже (в его ведении СК, УБОП, ЦПЭ и ФСИН). "Ангольские Колокольцевы" — министр внутренних дел Лаборинью и комендант полиции Карлуш. Когда-то они все аппаратно враждовали. Но какое это имеет значение перед вышедшими из повиновения разъярёнными "ватниками"?
Наверное, такой подбор одобрил бы покойный генерал Луди Кисасунда. Кровавый меч МПЛА 1970-х. Основатель ДИСА — ангольского ЧК-НКВД 1970-х. Все вместе они, пожалуй, почти тянут на него одного.
Семь лет назад ЖуЛо, ещё министр обороны, побывал в Москве. Говорил с Шойгу. Российский министр был доволен ангольским коллегой. Как "гарантом безопасности в Центральной Африке". Что говорить про теперь, когда сам ЖуЛо балансирует на грани Майдана.
2 марта делегация Анголы воздержалась при голосовании на Генеральной ассамблее. Лоренсу не поддержал резолюцию солидарности с Украиной, принятую ООН. Но и не отверг её, став рядом с Путиным (подобно Лукашенко, Асаду, Кастро с Диас-Канелем, Ким Чен Ыну и Афеверки). Однако ангольская оппозиция расценила эту воздержанность однозначно.
"Нас хотят заставить верить всему, что говорят россияне. Не выйдет", — резюмировал АбелСапинала. "ЖуЛо утратил всякую моральную основу. Хвалились, будто встают с колен (до чего всё-таки неизобретательны эти агитпропы — Р.Ш.), а сами опустились на колени перед Москвой. Но это понятно. ЖуЛо всегда был противником свержения правящих режимов — которые свергаются за то, что плохо правят", — объясняет оппозиционный публицист Граса Кампуш.
Близость номенклатуры МПЛА к олигархии путинизма не требует комментариев. Она органична. Но столь же органично единение противостоящих сил. В декабре 2016 года в украинском Будераже отмечалась годовщина Антибольшевистского блока народов (АБН). В 2019 году Фронт АБН учредился как Антиимперский блок народов — многонациональная международная организация. В которой, кстати, теперь состоят и русские (естественно, подпольно). В учредительных документах АБН содержится призыв к антиимперскому сотрудничеству не только на постсоветском пространстве и в Европе, но и на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, в Восточной Азии, в Африке… Да если на то пошло, там-то решительных людей побольше, чем в Западной Европе и Северной Америке. Европа Восточная — это другое.
Партию УНИТА основал как повстанческое движение легендарный Жонаш Савимби. Его называли "Чёрным рыцарем". Но вернее было бы сказать: ангольский Антонов или ангольский Бандера. На какой стороне был бы он сегодня, нет никаких сомнений. Откровенно ведь говоря, по-настоящему непримиримы к мракобесным олигархическим империям не правительства, пусть и демократические. Они всегда оглядываются на выгоды реал-политик. Но повстанческая братва, вольные стрелки-добровольцы всегда идут до конца.
Жонаш Савимби