Это была такая очень сложная многослойная стратегическая комбинация, построенная на некотором обмане всех. И, как это обычно бывает, она довольно быстро превратилось в стратегическую ловушку.

Ровно сто лет назад, 2 ноября 1917 года, сразу после капитуляции окруженных в Газе турецких войск, был опубликован ответ министра иностранных дел Великой Британии сэра Артура Джеймса Бальфура на обращение сэра Лайонеля Уолтера Ротшильда, руководителя сионистского (в смысле, помогающего заселить евреями Святую землю) фонда*: "Правительство Его Величества благосклонно относиться к стремлению еврейской нации обрести национальный очаг в Палестине".

Против был только иудей в тогдашнем кабинете Эдвин Монтегю. "Моя родина - Англия, а не задворки Турецкой империи" - заявил он премьеру Ллойд-Джорджу, когда обсуждался этот ответ**, вошедший в историю как "Декларация Бальфура".

Если бы Лондон просто объявил о готовности помочь будущим еврейским переселенцам, возможно, все пошло бы совсем по-иному, но англичане строили необычайно изящную стратагему. Возможно, что были опасения, что Берлин надавит на Истамбул, и турки обещают евреям некую автономию, а кайзеры Берлина и Вены объявят себя ее покровителями.

В результате было дано понять следующее: а) Англия после войны и раздела*** Блестящей Порты претендует на Святую землю; б) еврейское население будущей колонии становится "государствообразующим" - как белые в Родезии или ЮАР.

Термин "национальный очаг" был воспринят как обещание будущей Британской Святой земле "на вырост" статуса доминиона.

1917 год был вообще очень неудачен для союзников - Америка войну объявила, но пока участвовала в ней лишь материально-технически. Французское апрельское и российское июльское наступления завершились кровавым крахом. Распад Восточного фронта означал, что войска Юденича в Курдистане и Трапезунде больше не будут оттягивать турецкие ресурсы от Месопотамского фронта. До взятия Иерусалима британцам оставалось еще два месяца, а до победы - целый год.

Если бы англичане объявили себя только лишь колонизаторами, как французы потом в Сирии, то Святая земля стала бы аналогом Кипра, где колонизаторы были арбитром двух общин - греческой и турецкой, и гарантом прав турецкого меньшинства от угрозы этнической чистки, подобной той, что выпала на долю**** турок западной Фракии.

Но осенью 1917 года в Лондоне не могли предвидеть вызванного Гражданской и межнациональными войнами в бывшей Российской империи огромного потока еврейских беженцев. Расчет был перенаправить нищих евреев, да еще, как правило, левых взглядов, от берегов Альбиона на берега Иордана, и избежать повторного массового наплыва 1882-1907 годов, когда Российскую империю покинуло больше миллиона бегущих от погромов евреев, которые пополам распределились между Лондоном и Нью-Йорком.

Англичане исходили из вполне научных данных о возможности Святой земли прокормить людей. Ждали притока мелких торговцев, ремесленников и рабочих, которые сделали бы возможным создания вокруг Хайфы "левантийского Сингапура".

Однако из-за всех пертурбаций 1918-22 годов в Британскую Палестину хлынули многотысячные потоки левых радикалов, создавших киббуцы, т.е. устремившиеся в заброшенную и пустынную часть страны.

Земли активно скупались у шейхов-латифундистов. Базовая доктрина сионизма, обозначенная еще в августе 1897 года, предусматривала восстановление "нормальной" социальной структуры Иудеи - с основой из рабочих и крестьян. Это потребовало введения принципа "еврейский труд" - вместо того, чтобы создать "колониальную прослойку", подобно "черноногим" (французам и итальянцам) во Французском Алжире. Прибывающие евреи стремительно стали вытеснять арабских арендаторов и рабочих.

А тут как раз быстрое оживление хозяйственной жизни в связи с начавшейся еврейской колонизацией первых двух десятилетий 20 века привлекло столь же многочисленное встречное переселение сирийских арабов.

В результате англичане получили сразу и обвально увеличившееся население, и острейший конфликт двух общин, значительно более ожесточенный, чем конфликт на Кипре или китайско-малайский.

На Версальских переговорах Лондон "благородно" пытался объявить завоеванную Святую землю такой вот горячей картофелиной, которую радостно спихнут Вашингтону.

Но президент Вильсон, крепко затусивший в Париже, пока страна пыталась решать вопросы трудоустройства демобилизованных и конверсии, решил не гневить судьбу и не "радовать" Сенат еще и новым колониальным проектом.

Британская делегация с достоинством вынесла этот отказ и сказала, что раз никто не хочет, то "добрая старая Англия" готова потаскать бремя белых в еще одном месте земного шара. И положила на стол карту Царства Царя Давида из иллюстраций в Библии. Дескать, все это исторически причитается евреям, а мы лишь для них, сердечных, и стараемся. Заботу о возрождении еврейского исторического величия утвердили Лигой Наций.

Сразу после этого Лондон отдал бедуинской династии восточную половину полученного, создав Трансиорданское Хашимитское Королевство. Расчет был очень хороший - иметь на всякий случай преданных шейхов с сильной армией из презирающих палестинцев-землепашцев бедуинов и черкесской (чеченской) гвардией.

Первый случай подвернулся в декабре 1947 года, когда Арабский легион под командованием английских офицеров атаковал, а потом и блокировал Новую (Западную) часть Иерусалима. Это должно было заставить добившихся раздела Подмандатной Палестины евреев умолять Лондон спасти и не бросать...

Вторым обманом евреев стало ограничение эмиграции, гарантированной Лондоном, поскольку понятие "национальный очаг" предусматривало именно возращение евреев на землю, теперь Лигой Наций признанной их страной.

Однако у английских колонизаторов положение оказалось "хуже прокураторского". Выдавливание арабских крестьян и городская безработица привела к постоянным столкновениям и микровойнам, арабы стремительно радикализировались.

Великая Британия оказалась в полной зависимости от иракской и аравийской нефти, что осенью 1917 года представить себе было трудно. Возмущенные арабы могли атаковать месторождения или взрывать трубопроводы. Это получилось почти так, как Мао говорил про размещение американских баз: "Базы - это петля, которую империалисты одели себе на шею, а веревку отдали народам". Только в этой формуле надо заменить базы на скважины и терминалы.

И тут к власти приходит Гитлер. В "Нерезиновую" Подмандатную хлынули новые многотысячные потоки - преимущественно из Германии, но и из Польши и Латвии, где также бушевал антисемитизм. Теперь англичанам пришлось иметь дело уже с "настоящими" европейцами.

Когда рост еврейского населения и берлинские подстрекательства дали результат в виде Палестинского Восстания 1936 года, мандатодержатели "переступили на еврейскую ногу" - пришлось вооружать еврейские дружины, а главное - смотреть сквозь пальцы на создание еврейской общиной Ишувом, уже ставшей "альтернативным государством", настоящей собственной армии.

Через несколько лет, в ответ на полный запрет уцелевшим евреям прибывать в свой "национальный очаг", эта "армия" начнет против "британских колонизаторов" довольно успешную войну, включая диверсионно-террористические акты.

Таким образом, англичане вместо идеального стратегического коридора от левантийского побережья до Месопотамии, граничащего с Зоной Суэцкого канала, причем, коридора с преданным и по-европейски продвинутым населением, оказались сидящими со спущенными шортами на двух враждующих муравейниках.

В итоге в 1947 Бен-Гурион и Бегин вышибли их из будущего Израиля, а спустя 9 лет генерал Насер - из Суэца. Что в результате обернулось общим крахом остатков империи - "оставлением всего к востоку от Суэца".

Еще раз повторюсь. Вползания (вкатывания) в 70-летний непрекращающийся Ближневосточный конфликт можно было и избежать. Если бы лейбористский кабинет Эттли-Бевина не вел себя с такой "слоновьей грацией".

Летом 1947 года, поделив Индийский Союз на три части, англичане уже спровоцировали войну и жуткие погромы со встречным исходом миллионов беженцев.

А осенью, вместо попыток договориться о повышении статуса Палестины до доминиона и отмены ограничений на въезд еврейских беженцев (понимая, что это - запрет жизни еще на полгода), напустили на Ишув арабских прокси. Их побили, и тогда в середине мая 1948 года на Израиль двинулись все арабские режимы (сплошь, кроме двух бывших французских колоний - Сирии и Ливана, оказавшиеся по случайному совпадению, проанглийскими монархиями). И их побили.

Но уже через 8 лет Хрущев широко откроет арабскому реваншизму свои объятия и свои арсеналы. Потом так же поступят и все последующие советские вожди. Им почти удалось применительно к нефти поступить с Западом так же, как Мао советовал поступать с американскими базами, т.е., все время душить.

Однако это уже не было поколением коминтерновцев. Получив многократный рост цен на нефть и газ, советские вожди почли за благо стать "энергетической сверхдержавой". Забыв как страшный сон план Коминтерна обескровить Буржуазный мир путем отрезания его от ресурсов и рынков в ходе поощрения антиимпериалистической борьбы в колониях.

Но затем, переполнившись гордыней, советские вожди влезли в Афганистан, и взбешенные саудовцы уронили цены на нефть. Уронив тем самым и оную сверхдержаву. Хотя это - совсем другая история.
_______

* Еврейский анекдот "Сионизм - это когда американский еврей дает деньги английскому еврею, чтобы тот послал польского еврея в Палестину" появится чуть позже.

** "Министерство иностранных дел, 2 ноября 1917 г.

Мой дорогой лорд Ротшильд!

Я испытываю большое удовлетворение, передавая Вам – от имени Его Королевского Величества – следующую декларацию, выражающую симпатии к еврейско-сионистским стремлениям, которая была представлена Кабинету и утверждена им. Правительство Его Королевского еличества доброжелательно относится к созданию для евреев национального места обитания в Палестине и сделает все, чтобы создать условия для выполнения этого задания, при этом следует понимать, что не должно произойти ничего, что могло бы ущемить гражданские и религиозные права существующих в Палестине нееврейских сообществ или права и политическое положение евреев в какой бы то ни было стране. Буду благодарен, если Вы доведете это заявление до сведения Сионистской федерации.

Искренне Ваш Артур Джеймс Бальфур"

*** Франция вот взяла себе Сирию (по секретному протоколу соглашения Сайкс-Пико от мая 1916), т.е. Сирию+Ливан+нынешнее турецкое побережье Хатай-Искандерун, просто чтобы бесхитростно владеть, без всякого "благородного" прикрытия, даже без особых ссылок на помощь арабам-христианам - католикам-маронитам Ливана и православным Дамаска.

**** Не менее страшная участь постигла и греков Ионического побережья, Смирны/Измира и Константинополя/Истамбула.

Евгений Ихлов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены